Комиксы в рекламе

Ниша для нежелающих читать

Комикс (от английского comics, множественное число от comic — комический, смешной) — графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Есть мнение, что предками жанра были серии картин (позже гравюр) Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» (1730-31) и «Карьера мота» (1732-35). Современные формы комикса появились в газетах США в 90-х годах XIX века: особое распространение получили с 30-х годов ХХ века (в том числе комиксы известного кинорежиссера-мультипликатора Уолта Диснея). К середине века комикс стал одним из самых популярных жанров так называемой «массовой культуры» на Западе.

alt

Большинство современных комиксов утратило комическую природу; главные тематические разновидности на сегодняшний день: серии о «диком Западе» (Westerners), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных, о преступлениях (самая «массовая» разновидность), о войне, «любовные», научно-фантастические, псевдоисторические комиксы, а также комиксы, сжато и упрощенно перелагающие произведения классической литературы. К форме комикса нередко прибегал советский детский журнал «Веселые картинки» (бывшее издание ЦК ВЛКСМ, выходит в свет с 1956 года).

Помимо этого, западного, есть еще и восточный вариант комиксов — ставшие сейчас очень популярными японские манга. «Истории в картинках» известны в Японии с самого начала ее культурной истории. Даже в курганах-кофунах (гробницах древних правителей) археологи находят рисунки, по концепции и структуре напоминающие комиксы. Однако настоящим первым японским комиксом считаются «Веселые картинки из жизни животных», созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую. Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями.

За почти тысячу лет существования «истории в картинках» по-разному выглядели и назывались. Слово «манга» (буквально — «странные (или веселые) картинки, гротески») придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году, и хотя сам художник использовал его для серии гравюр, термин закрепился для обозначения комиксов. Огромное влияние на развитие манга оказала европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века. Первая половина XX века — время поиска места комиксов в системе японской культуры нового времени. Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манга — это сериалы «с продолжением», печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в еженедельном журнале — 15-20 страниц. Популярную у читателей манга переиздают в виде отдельных томов — танкобонов. Существуют, разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданная в виде танкобонов.

Журналов, печатающих манга, в Японии множество. Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на младших подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами. Возрастной диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей (для них печатается манга без подписей) до мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть эксперименты и в области манга для пожилых. Конечно, такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров: от символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников.

Особый русский путь

Сегодня на Западе индустрия комиксов ежегодно приносит издателям сотни миллионов долларов и евро. Во Франции, например, сумма от продаж комиксов в год превышает 200 млн евро, а самые популярные из них опережают в списках бестселлеров даже книжки о Гарри Поттере. В нашей стране, а точнее в нашей части планеты комиксы не пользуются популярностью и таким сумасшедшим спросом, как на Западе, но это совсем не значит, что комиксов в РФ никто не делает:

В России вот уже несколько лет существует «КомМиссия» — фестиваль, который не может пропустить уважающий себя комиксист. Проводится немало выставок, даже в престижных галереях. Одна из них, ставшая знаковой, проходила в 2004-2005 годах в галерее Марата Гельмана («Bubble. Комикс в современном искусстве»). Выставки пользуются успехом, в них участвуют многие отечественные художники.

Если посмотреть, сколько комиксов за день покупают в книжном магазине, то фигурой умолчания автоматически становится Достоевский: Но на отечественных прилавках живут «Человек-паук», «Люди Икс» и всякая западная всячина. Вот только отечественных художников-комиксистов пока маловато.

Так можно ли назвать комиксы прибыльным делом в России? С этим вопросом «Курьер печати» обратился к главному мерилу успешности — TNS Gallup Media и: не получил ответа. Вернее, Анна Лачко, руководитель службы по связям с общественностью, разъяснила позицию компании: «По поводу вашего запроса: к сожалению, в данный момент мы не сможем его прокомментировать, так как зона наших комментариев охватывает, как правило, только те издания, которые входят в наше исследование NRS и по которым у нас данные (эти же издания входят в мониторинг рекламы). Комиксов пока там нет».

С другой стороны, по идее, для успеха комиксов в России есть все. Обратимся к исследованию, проведенному компанией «НТВ Медиа». Согласно данным, полученным этой компанией в ходе опроса аудитории, около 20% детей в возрасте от 6 до 15 лет назвали журналы как предмет, который они покупают на свои карманные деньги. Много? Отнюдь, так как непосредственно комиксы в числе покупок назвали всего 7% респондентов. То есть получается, что пресса как таковая детям не чужда, но вот сами комиксы не слишком прижились в их сердцах. Из того же исследования можно понять, почему — если взглянуть на топ-позиции детских приобретений. А там фигурируют компьютерные игры, CD и DVD — 72% общих трат. С точки зрения временных затрат в детском досуге лидируют просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, а чтение оказалось в аутсайдерах, обогнав только занятие спортом.

Объяснить это явление можно. Как мы уже упомянули в историческом экскурсе, на Западе и в Японии существует фактически многовековая культура комиксов (вернее, картинок с подписями). Там создаются многочисленные фан-клубы, комиксы становятся предметами коллекционирования и, несмотря на переход культуры комикса в Сеть, бумажные аналоги не теряют своей ценности. Так, в Америке культура комикса рассчитана в основном на подростковую аудиторию, в Европе комикс признан девятым искусством, а в Японии это базовая составляющая всей культуры. В России же комикс (как и манга) — заимствованная субкультура, которая не имела хорошей почвы, чтобы разрастись буйным цветом. Из журналов с картинками у нас фигурировали разве что «Мурзилка» и «Веселые картинки», адресованные совсем маленьким детям. Для подростков ничего такого не было. И хотя к концу существования Союза были предприняты попытки изменить ситуацию — издания «Перевал», «Фантом», «Тарзан», комиксы на славянские темы — переломить восприятие не удалось.

А дальше произошло следующее: западная культура хлынула к нам вся одновременно, и за короткий период появились не только сами комиксы, но и мультфильмы, игры, Интернет и прочие блага. И молодежь, по всей видимости, миновала бумажный этап, сразу ухватившись за развлекательные мультимедиа. И все же определенную нишу комиксы и манга заняли.

Издатели

В России несколько издательств занимаются тем, что выпускают комиксы. Самое известное из них, пожалуй, издательство «Комикс», основанное в 2000 году в Москве группой топ-менеджеров одной из крупнейших российских рекламно-издательских компаний (ведущие российские компьютерные и игровые здания). Принятие решения о запуске этого проекта явилось итогом более чем полуторагодовалых исследований и подготовительных работ, направленных на анализ мирового опыта и выработку стратегии продвижения абсолютно нового для России продукта, каким являются комиксы. В настоящий момент целью компании является издание и продвижение лучших зарубежных и российских комикс-продуктов к читателям, живущим во всех регионах бывшего СССР.

ИД «Ровесник» можно по праву назвать одним из ведущих издательств, выпускающих журналы для детей, подростков и молодежи. Основанный в 1962 году, в настоящее время он выпускает журналы «Ровесник», «Штучка», «Все звезды», GEN, «Приключения Скуби-Ду», «Багз Банни и его друзья». В 2001 году ИД Ровесник одним из первых в России приступил к изданию лицензионных журналов комиксов.

«Сакура-пресс» — независимое российское издательство, созданное в конце 2002 года. Своей миссией издательство называет создание на российском рынке печатной продукции цивилизованного и обширного сектора манга. Также планируется выпускать книги, так или иначе связанные с аниме, манга и другими явлениями японской культуры. Также в планах «Сакура-пресс» — отделить манга от американских и европейских комиксов и обособить ее на нашем рынке.

Компания «Фабрика комиксов» основана в 2005 году группой профессиональных издателей и активистами российского аниме-движения. Издательство выпускает на русском языке японскую, китайскую и корейскую манга, печатает американские и европейские комиксы, а также графические романы отечественных авторов.

Издательство «Прайм-Еврознак» создано семь лет назад, выпускает литературу по оздоровлению и психологии. В начале 2003 года ИД «Прайм-Еврознак» провозгласил одной из своих стратегических задач создание и продвижение нового продукта — книг комиксов. Компания выпускала хорошо иллюстрированные переведенные на русский язык комиксы от ведущих производителей в этой области.

При подведении профессиональных итогов 2004 года издательское сообщество в лице журнала «Книжный бизнес» объявило комикс-редакцию издательства «Прайм-Еврознак» проектом года «за стирание последних границ в массовой книжной культуре Востока и Запада». Однако у этой истории печальный финал: Вот что рассказал в беседе с «Курьером печати» Александр ЗАЙЦЕВ, главный редактор «Прайм-Еврознак»: «Прошло полтора года, как мы не работаем с сегменте комиксов. До этого мы были первыми и единственными, кто начал разрабатывать эту нишу — издание и продажу комиксов в книжном секторе. Работали с супербрендами — Терминатор, Бэтмен, Супермен, Wonderwoman, Хеллбой, Чужие, Женщина-Кошка, Уоллес и Громит, Шрек… Звездные войны, наконец. И большинство из того, что мы издали больше года назад, вы сможете отыскать на полках магазинов. Бизнес? Нет. Единственным исключением стали комиксы про Шрека и его компанию. Этот великан держится на плаву до сих пор.

Полтора года назад, отвечая на вопрос о перспективах этого сегмента, я скорее всего выдавал бы желаемое за действительное. Думаю, это вас ожидает и сейчас — в ответах от других издателей. Рынка комиксов, то есть массового потребителя этой продукции, в Росси все еще нет. Индикатором обратного, вероятно, послужит когда-нибудь тот факт, что к нам сами придут японцы со своими комиксами и предложат делать бизнес. Как это случилось с их автомобилями. На них мы благополучно ездим уже десятилетия, но заводы по сборке авто в России японцы согласились строить только сейчас. Повторю, я сказал об издании комиксов и продаже их через книжную сеть. Про издание и распространение через журнальную сеть вам расскажут другие».

Комментатор «Курьера печати» прав — японцы наступают. Сейчас одно из крупнейших японских издательств Kodansha International ведет переговоры сразу с несколькими российскими компаниями о продаже прав на свои комиксы манга. Kodansha было основано в 1909 году Сейдзи Нома. В 1963 он решил, что издательству пора выходить на западный рынок. Kodansha основало филиал в США — весьма необычное решение для японских издателей, продукты которых редко появлялись за рубежом. Тем не менее, издательство Kodansha International/USA в Нью-Йорке стало одним из наиболее успешных проектов семьи. В 1980 году Kadansha была самой крупной издательской группой в Японии.

Мнение

С вопросами о современном состоянии сегмента комиксов в России «Курьер печати» обратился к главному редактору «Фабрики комиксов» Федору ЕРЕМЕЕВУ:

— Как на ваш взгляд, на российском рынке манга и комиксы являются частями одного сегмента?

— Думаю, это разные сегменты. Аудитории испытывают друг к другу недоверие и даже антипатию. К тому же у этих продуктов разная схема распространения.

— Какова, по вашим оценкам, аудитория манга?

— Аудитория манга невелика. Мы ее высчитали по косвенным признакам, но пока не готовы эти цифры обнародовать. Бума на этом поле я не предвижу, но работы для небольшого и целеустремленного коллектива хватает.

— Каковы условия успешности того или иного комикса на российском рынке?

— Статистика издания манга в России так невелика, что никто не даст точного ответа. Но выход на российский телеэкран соответствующего аниме является хорошим подспорьем в продажах.

— Какие комикс-проекты были наиболее успешны в России, на ваш взгляд?

— Издатели цветных американских комиксов достигли впечатляющего успеха. Этими тонкими выпусками заполнены все киоски. У этих издателей все в порядке.

— Можно ли говорить о наличии в России полноценного рынка комиксов? Насколько сильно развита на нем конкуренция? Пересекается он с рынком детских изданий и манга?

— Конкуренции нет. Идет формирование первичной линейки журналов комиксов в киосках. А в случае с манга — формирование отдельной полки в книжном магазине. Вернее, небольшого уголка этой полки.

— Кто является основной аудиторией комиксов в России?

— Про комиксы сказать не могу, а манга читают не только любители аниме и подростки 13-18 лет, но и весьма взрослые люди. Хотя, возможно, и не все из них признаются публично в любви к рисованным историям. Для многих это остается тайной страстью, как игра на бегах или отслеживание жизненных перипетий Линдси Лохан.

— Много ли рекламы в комиксах? Кто является основными рекламодателями?

— Рекламодатель настороженно относится к рекламе в комиксах и манга.

Резюме

Из всего вышесказанного никак не получается сделать один вывод. Ясно, что ниша комиксов не развита и почти не занята. Вот только является ли она при этом перспективной — это еще вопрос. Повторимся, истории в картинках для нас — продукт все же чужеродный, и растущая сейчас популярность японской анимации и манга может стать не устойчивой тенденцией, а всего лишь данью моде. Потенциальная аудитория — дети, подростки и увлеченные взрослые — имеется. Потенциальные рекламодатели — тоже. Однако эта самая аудитория, судя по всему, просто не имеет времени и желания читать комиксы. В крайнем случае она делает это в Сети — сейчас в Рунете все больше появляется онлайновых журналов комиксов, и уже не счесть ресурсов, посвященных манга и аниме. Так есть ли будущее у бумажных историй в картинках? Как говорится, открытый финал и многоточие:

Яндекс.Метрика