Комиксы в рекламе

Реклама в картинках. Как комиксы используют для продвижения товаров и услуг

Комиксы не просто развлечение для детей и взрослых: рисованные истории вовсю используют для продвижения товаров и услуг , они становятся частью корпоративной культуры

Недавно в дизайн-студию Lin Art пришли трое мужчин в строгих костюмах и попросили создать корпоративный комикс . «Наш фирменный персонаж должен надолго стать лицом компании в СМИ, — сообщили они. — Так что отнеситесь к его разработке так, как если бы вы конкурировали с самим Мэттом Гренингом , автором “Симпсонов” и “Футурамы”. И детально описали, как должен выглядеть персонаж и в какой стилистике его рисовать.

Еще год назад гендиректор студии Александр Дворянкин не мог и  рассчитывать на таких грамотных клиентов: “Все твердили примерно одно — сделайте нам прикольный комикс, а что рисовать, придумайте сами, вы же профессионалы”. По словам художника Хихуса , организатора фестиваля “КомМиссия” и  идеолога арт-студии »Люди мертвой рыбы« , которая зарабатывает на жизнь коммерческими комиксами, зачастую оказывалось, что заказчик считает комиксом обычный плакат. “Лет 5—6 назад для рекламы чаще всего просили одну картинку, да и ту попроще, — продолжает Хихус. — А заказывали в основном комиксы для близких, к примеру, на 10-летие любимой дочки. Для этого и видеоматериалы подвозили, и строгую бабушку — направлять творчество художников в нужное русло”.

Дети, экстремалы, софт

Теперь “смешное” искусство в России становится серьезным инструментом для продвижения бизнеса. По оценкам Дворянкина, если пару лет назад комиксы составляли около 2% от общего объема продукции Lin Art, то сейчас уже 10%. “Конечно, для России это пока экзотический продукт, — уточняет Дворянкин. — Но именно поэтому в нашей стране у  комиксов большие перспективы”.

Александр Иванов , руководитель компании “Миро” (торговая марка “Катпрокат”), сдающей в аренду строительную технику и экскаваторы, прочитал об эффективности комиксов в прошлом году в журнале “Рекламодатель” и решил с их помощью продвигать услуги своей фирмы (раньше он просто размещал объявления в специализированных изданиях). Результатом стали три комикса с персонажами в галстучках и касках: у одного экскаватор сломался, у другого объем работ увеличился, и всем в “Миро” помогли. Реклама строителям понравилась, но, когда компания разместила комиксы на  специализированных выставках, к их стендам повалили все кому не лень: журналисты, студенты. Настоящих же клиентов было не так много. “Мы приостановили производство комиксов для оценки их влияния на арендаторов техники, — говорит Иванов. — Мне кажется, слишком юмористическая вышла серия для наших потенциальных клиентов.

Тем не менее мы надеемся ее возобновить с более серьезными героями”.

Обратились к комиксам и руководители холдинга »Отечественные лекарства« , собираясь запустить в продажу детские витамины “Гамсы”. Так появились четыре героя школьного возраста, попадающие в приключения в Галактике фантазий, и осенью 2006 года компания приступила к производству витаминов. По словам продакт-менеджера холдинга Инны Корчиной , адресная рассылка первого выпуска комиксов и их распространение подтвердили надежды на эффективность этого средства рекламы. Комиксы оказались настолько популярными, что руководство компании планирует зарабатывать деньги на их производстве и распространении уже в этом году: сейчас журнал “Гамсы” проходит регистрацию как СМИ.

По мнению Хихуса, “Отечественные лекарства” — типичный для современной России заказчик комиксов: серьезный и долгосрочный производитель продукции для детей. Раньше комиксы в рекламе использовали в основном западные компании (к примеру, серия коммерческих комиксов от “Людей мертвой рыбы”, разошедшаяся в 2005 году тиражом 120 000 экземпляров, была заказана для непрямой рекламы серии новых рюкзаков Nike ) или же отечественные продавцы спортинвентаря для  экстремалов. Теперь подтянулись производители детских товаров , а также услуг, суть которых еще нужно объяснить потребителю. “Например, мы сделали комикс о Петре Ивановиче, — рассказывает Хихус, — который никак не мог вставить запятую в текст на сайте своей компании. А потом купил программу для  ”чайников» и перестал беспокоить с запятыми даже секретаршу. Тут же немногочисленные производители аналогичного «софта» заказали комиксы для  себя«.

Рублемен не нужен?

Настоящий всплеск ажиотажа на проиллюстрированные комиксами годовые финансовые отчеты случился и после того, как банк “Зенит” первым заказал себе подобный отчет. Поначалу художники Lin Art напридумывали супергеров вроде Рублемена и Евромена, но банкиры попросили строгую историю про бизнесмена, который добился успеха, пользуясь услугами банка. Этот отчет занял первое место в номинации »Печатная реклама« на Московском международном фестивале рекламы (ММФР ) в 2003 году, после чего оргкомитет ММФР даже учредил новую номинацию “Комиксы”, правда, недавно от нее отказался. »Качественных работ на фестиваль присылается немного, — комментирует это решение гендиректор ММФР Елена Нарышкина . — В прошлом году только один комикс дошел до финала в номинации «Печатная реклама», но призового места не  занял«.

Сейчас “Люди мертвой рыбы” разрабатывают героев и сюжеты для  производителя канцтоваров (название не разглашается до начала рекламной кампании): историю для мальчиков — про героев, сражающихся с ужасными монстрами, и для девочек — про двух подружек-ведьмочек в школе магии. “Заказчик продвинутый пошел , — радуется Хихус. — Сначала этот клиент хотел только ”рубилово», но, когда я предложил ему разделить серии для мальчиков и девочек, как это принято в манга, завоевавшем 30% рынка комиксов в Японии, он согласился«.

Супергерои в офисе

Крупные фирмы теперь используют комиксы и для корпоративных целей. Скажем, “Люди мертвой рыбы” получили заказ на роспись стен в офисе одной инвестиционной компании . Героями комикса о летающих супергероях должны стать сотрудники, которые в ней работают. Традиционный заказ для корпоративных праздников — рисованные истории с приключениями в стиле программы »Последний герой«, где у персонажей тоже лица сотрудников. “Хотя комиксы в  России не так популярны, как в Европе, — говорит Кирилл Готовцев , директор рекламного агентства “Маньяко”, сайт которого заполнен комиксами на основе реальных офисных историй. — Играть в комиксы —  общемировой тренд, который затрагивает и нас.

И чем больше на экранах фильмов, снятых по сюжетам популярных комиксов, тем больше общество готово воспринимать этот жанр, который не в нашей деловой традиции”.

По мнению Александра Дворянкина, у России здесь есть свои перспективы: так как большинство наших авторов комиксов вышли из отечественной анимации , у нас может родиться своя стилистика. Впрочем, режиссер-мультипликатор, художественный руководитель студии »Пилот« Александр Татарский придерживается иного мнения:

»Я был в жюри на конкурсе комиксов — основная масса художников копирует западные и японские образцы, на традиции советской мультипликации опираются считанные единицы«. В любом случае, ясно одно: комиксы вышли во “взрослую жизнь”, и теперь их использование в бизнесе зависит от смелости и фантазии заказчика.

alt

Яндекс.Метрика