В этой статье я расскажу о том, как правильно скомпоновать классический комикс. Речь не идет о стриптах и прочих рисованных историях, а именно о традиционной форме комикса от четырех полос. Здесь изложены несколько правил, которые нужно знать при создании «идеального» комикса.
Комикс не должен начинаться и заканчиваться с разворота, а только с отдельной полосы.
2. На первой полосе всегда располагают крупный кадр со множеством деталей, который объясняет читателю, где и как разворачивается действие.
3. Такой же крупный и насыщенный кадр должен находиться и на последней полосе, чтобы читатель мог насладиться кульминацией истории перед тем как окончит чтение.
4. Композиция комикса всегда построена на разворотах за исключением первой и последней полосы.
5. Каждый разворот должен представлять собой законченное действие, как абзац в тексте. Отдельно взятый кадр в таком случае можно сравнить с предложением.
6. На каждом развороте действие сюжета движется в направлении от верхнего левого к нижнему правому углу. Соответственно, сцены по важности будут распределяться следующим образом: а) верхний левый угол; б) верхний правый угол; в) нижний правый угол; г) нижний левый угол. В этих узловх точках должны располагаться основные действия персонажей и ключевые слова, произносимые ими.
7. Каждый разворот комикса завершается так называемым крюком. Крюк – это кадр, содержащий незавершенное действие, вопрос, ответ на который читатель может получить только на следующем развороте. Такой кадр побуждает читателя продолжить чтение.
8. Действие в каждом кадре развивается по той же схеме, что и сюжет на развороте – слева направо. Обратная направленность действия означает возврат, остановку и должна использоваться в строго определенных ситуациях.
9. Персонажи, расположенные у края кадра должны быть развернуты к его центру. Главный герой должен располагаться посередине кадра лицом направо.
10. Крупные кадры, содержащие отдельные части тела, и мелкие, изображающие сцену в целом, должны чередоваться.
11. Кадры, вытянутые в горизонтальном направлении, замедляют действие, а вертикальные, наоборот, убыстряют его.
12. Время в комиксе передается посредством кадров: крупный кадр означает действие, растянутое по продолжительности, мелкий кадр вмещает часть продолжительного действия. В самых крупных кадрах может одновременно происходить несколько действий.
13. Каждый разворот должен содержать три-четыре «этажа». Большая скученность кадров говорит о насыщенности действия и наоборот.
14. Комикс – это изобразительное искусство, поэтому на него распространятся те же композиционные законы, что и на живопись, графику и др. Каждый разворот должен содержать композиционный центр – крупный кадр, который будет показывать читателю, как действие, изображенное на развороте, повлияло на развитие сюжета.
15. Кадры, следующие друг за другом должны быть разного размера, чтобы не утомлять читателя.
16. В крупных кадрах задний план должен быть прорисован в деталях так, как мы б видели их в реальной жизни. В мелких кадрах, особенно кадрах с «говорящими головами» задний фон не нужен вообще.
17. Для создания глубины изображения детали переднего и заднего плана должны быть визуально отделены друг от друга. Для разделения деталей можно использовать несколько приемов: а) детали переднего плана обведены более толстыми линиями, чем детали заднего; б) объекты переднего плана более детализированы, чем фон; в) объекты переднего плана имеют более четкие и темные тени, чем на заднем плане.
18. Шрифт в комиксе желательно использовать рукописный или специальный шрифт для комиксов. Текст всегда набирается в верхнем регистре.
19. Второстепенные реплики, например, слова, произносимые шепотом, могут быть набраны меньшим кеглем.
20. Размер и форма баллона для текста должны соответствовать размеру кадра и стилю комикса в целом.