Многие художники, рисуя работы фэнтэзи-тематики, часто оказываются в затруднении: как же без долгих мучений нарисовать красивую кольчугу? Ведь там так много переплетенных колец…
Предлагаемый способ позволяет, разобравшись в том, как устроена кольчуга, быстро, красиво и без проблем рисовать кольчуги любых размеров и фасонов.
Итак, сперва разберемся, как кольчуга плетется. А плетется она, как ни странно, из множества стальных колец.
Примерно таких:
На рисунке показаны два основных типа колец, сводимые (вверху) и склепываемые (внизу).
Кольца эти соединяются следующим образом:
При плетении кольчужного полотна, кольца укладываются следующим образом:
При этом если провести ладонью по кольчуге сверху вниз, можно почувствовать, как кольца прокатываются по коже. Так же должен скатываться неакцентированный рубящий удар, и так сплетено большинство средневековых кольчуг.
Но так полотно выглядит, только когда разложено на столе, в реальности же предстоит наблюдать такую картину:
Если же развернуть кольчужное полотно на 90 градусов, то под весом кольца встанут «домиком», и будут ощутимо цепляться за ладонь. Такой тип плетения, по данным историков, использовали древние римляне, но современная реконструкция показала, что он малоэффективен и сплетенная таким образом кольчуга быстро рвется.
В качестве примера «спорного» плетения можно привести следующий отрывок картины (слева)
Выше приведен наиболее простой, и из-за этого наиболее распространенный тип плетения кольчуги, 4-в-1. Конечно, существовали и более сложные варианты, например: 6-в-1, 8-в-1, 8-в-2 (королевское плетение), но способы их рисования здесь я рассматривать не буду. Итак, зная все это, можно приступать к рисованию.
Сперва, конечно, надо определить поверхность заливки. Затем рисуем ребро первого кольца:
Очень похоже не букву «С», не так ли?
И еще несколько:
Таким образом, заполняем первый «ряд» кольчуги. Важно помнить, что она повторяет контуры тела: где покатость, там ряд идет вниз, где складка, там кольца собираются вместе. Но кольчуга сделана из стали, а не из тряпки, отчего складки будут угловатыми и массивными. Все это видно здесь:
Ребра колец второго ряда, согласно законам кольчужного плетения, направлены в другую сторону. Точно также дорисовываем дополнительные кольца.
Получим что-то вроде:
То есть, они плавно переходят в плечи.
Поэтому, когда человек в кольчуге опускает руку, происходит следующее:
Как видно из рисунка, рукава кольчуги под действием веса вытягиваются «лесенкой», как было описано выше. На корпусе же такого не происходит. Поэтому опущенный вниз рукав проще заполнять, повернув лист на 90 градусов и делая более широкие «С».
Настало время развенчать нескольких мифов, которые не только мешают правильно рисовать кольчуги, но и просто портят впечатление от рисунка или картины.
1) Кольчуга — не абсолютный доспех, и не самый лучший доспех вообще. Его господствование в среде элитного воинского снаряжения на протяжении 8 — 12 веков объясняется низким уровнем обработки стали, и более ничем. Да, она хорошо защищает от рубящего удара саблей (которая соскальзывает по кольцам вниз), но от удара булавой, топором, и даже мечом, также как и от укола копьем, узким ножом/стилетом или стрелой/болтом не спасает.
Зачем же тогда ее носили? Равно как и любой другой доспех, для защиты от неакцентированных, скользящих, случайных ударов. Доспехи надежно защищают от подобных ударов и обеспечивают некоторую вероятность сохранения жизни при прямом проникающем ударе.
Так что в продвинутом фэнтэзи-мире, также как и в 14-16 веках, при хорошо развитой культуре производства и поковки стали, будут преобладать пластинчатые цельнокованые латы, кольчуга же прикрывает те участки, где сплошное бронирование невозможно или нежелательно из-за утраты подвижности (что в бою фатально).
Рискую показаться нескромным, но правильно это выглядит так:
Обратите внимание, как отвисают рукава под тяжестью и как кольчуга лежит на поддоспешнике.